Архитектура. Размышления о стиле.
Архитектурный стиль... Споры о стиле составляют 90% споров, возникающих
по поводу архитектуры. "Стильно!" -- это восхищение студентов
эффектным зданием в "буржуйском" журнале. "Не в московском
стиле!" - это вердикт столичного ЭКОСа по поводу практически
любого неомодернистского проекта, рискнувшего быть заявленным к
строительству внутри Садового кольца.
Рискну заявить, что сама по себе проблема выбора стиля не стоит
выеденного яйца. В любом месте и в любое время можно строить здание
в любом архитектурном стиле. Нет никаких критериев, кроме критерия
актуальности архитектурного сооружения, которые бы влияли на "уместность"
или "неуместность" применения стилевой составляющей к
городу. Подлинный и качественный город без труда переваривает любые
стилистические новации.
Архитектурный стиль и архитектурная идеология
Думаю, что стоит сразу разграничить понятия архитектурного стиля
и архитектурной идеологии. Последнее понятие является куда более
широким, чем понятие стиля. В ХХ веке в архитектуре постоянно
(но с переменным успехом) шла борьба между двумя архитектурными
идеологиями: "историзмом" и "модернизмом".
Каждая из идеологий базируется на своей системе ценностей, которые
практически не пересекаются между собой. Однако архитектура на
таком пересечении ценностей все же возникает, это внестилевая
архитектура, и именуется она "эклектикой".
Архитектурная идеология - основы, аксиомы, в соответствии с которыми
работают архитекторы. Поскольку собственно архитектура представляет
из себя синтез искусства и технологий, то и архитектурная идеология
базируется на эстетике, формируемой на основе инженерных и художественных
приемов. (Естественно, есть еще и социальная составляющая, но
ее, говоря "о стиле", т.е. об эстетике, я рассматривать
не буду).
До середины XIX века архитектура последовательно развивалась на
основе последовательной модернизации технологических и художественных
приемов Древнего Мира. Стоечно-балочная система и формальные приемы,
придававшие ей эстетически благопристойный вид, эволюционировали,
но при этом не изменялись основополагающие, базовые параметры:
так, соотношение высоты окна к ширине, высоты колонн к их толщине
и шагу ограничивались не столько прописанными канонами, сколько
технологическими ограничениями. Можно также заметить, что прописные
каноны (как, например, "Строительные уставы") тоже зачастую
были созданы в первую очередь для контроля за соблюдением строительных
технологий в условиях отсутствия достаточного числа инженеров-конструкторов
на периферии. Эстетические каноны также постоянно изменялись;
незримая взаимосвязь, существующая между архитектурой и иными
искусствами, постоянно адаптировала строительство к художественным
потребностям общества. Эту архитектурную идеологию я назвал идеологией
"историзма".
Промышленная революция XIX века - это не только паровоз, пароход,
ткацкий станок. Появление такого материала, как железобетон, появление
железобетонного и металлокаркаса принципиально изменили строительные
возможности. Однако художественного осмысления новых технологий
не происходило до 1910-х годов. Здания, выполненные по каркасной
технологии оформляли по канонам архитектурной архаики. Очевидный
пример - здание Богородско-Глуховской мануфактуры в Ново-Николаевске
(ныне новосибирский почтамт) - неоклассика с огромными горизонтальными
окнами, устройство которых невозможно без применения железобетонных
перемычек.
Рождение идеологии "модернизма" - результат синтеза
строительных технологий эпохи Промышленной революции ХIX века
и эстетики авангардного искусства. Прорыв в сфере изобразительных
искусств, появление нефигуративной живописи, позволило иначе переосмыслить
архитектурную форму. Необходимо заметить, что люди, которых принято
считать первыми архитекторами-модернистами - Ле Корбюзье и Татлин
- на самом деле изначально архитекторами не были, они были художниками,
рискнувшими работать с архитектурной формой и сумевшими показать
прорыв в новую архитектурную идеологию.
И если конец XIX и начало ХХ столетия были во многом попытками
применения новых технологий в рамках идеологии историзма (эклектика
XIX в., "модерн" -- югенд-штиль -- ар-нуво, "неорусский"
стиль, "псевдоготика"), то далее мы видим историю ХХ
века, историю борьбы модернизма и историзма. Все стили, появлявшиеся
в этот период, лежат в рамках той или иной архитектурной идеологии.
Ар-деко, "сталинский соцреализм", неоклассика, постмодернизм
- стили историзма. Конструктивизм, рационализм, функционализм,
хрущевская и брежневская архитектура, неомодернизм - стили модернизма.