Архитектура. Размышления о стиле.
Архитектурный стиль... Споры о стиле составляют 90% споров, возникающих по поводу архитектуры. "Стильно!" -- это восхищение студентов эффектным зданием в "буржуйском" журнале. "Не в московском стиле!" - это вердикт столичного ЭКОСа по поводу практически любого неомодернистского проекта, рискнувшего быть заявленным к строительству внутри Садового кольца.
Рискну заявить, что сама по себе проблема выбора стиля не стоит выеденного яйца. В любом месте и в любое время можно строить здание в любом архитектурном стиле. Нет никаких критериев, кроме критерия актуальности архитектурного сооружения, которые бы влияли на "уместность" или "неуместность" применения стилевой составляющей к городу. Подлинный и качественный город без труда переваривает любые стилистические новации.

Архитектурный стиль и архитектурная идеология
Думаю, что стоит сразу разграничить понятия архитектурного стиля и архитектурной идеологии. Последнее понятие является куда более широким, чем понятие стиля. В ХХ веке в архитектуре постоянно (но с переменным успехом) шла борьба между двумя архитектурными идеологиями: "историзмом" и "модернизмом". Каждая из идеологий базируется на своей системе ценностей, которые практически не пересекаются между собой. Однако архитектура на таком пересечении ценностей все же возникает, это внестилевая архитектура, и именуется она "эклектикой".
Архитектурная идеология - основы, аксиомы, в соответствии с которыми работают архитекторы. Поскольку собственно архитектура представляет из себя синтез искусства и технологий, то и архитектурная идеология базируется на эстетике, формируемой на основе инженерных и художественных приемов. (Естественно, есть еще и социальная составляющая, но ее, говоря "о стиле", т.е. об эстетике, я рассматривать не буду).
До середины XIX века архитектура последовательно развивалась на основе последовательной модернизации технологических и художественных приемов Древнего Мира. Стоечно-балочная система и формальные приемы, придававшие ей эстетически благопристойный вид, эволюционировали, но при этом не изменялись основополагающие, базовые параметры: так, соотношение высоты окна к ширине, высоты колонн к их толщине и шагу ограничивались не столько прописанными канонами, сколько технологическими ограничениями. Можно также заметить, что прописные каноны (как, например, "Строительные уставы") тоже зачастую были созданы в первую очередь для контроля за соблюдением строительных технологий в условиях отсутствия достаточного числа инженеров-конструкторов на периферии. Эстетические каноны также постоянно изменялись; незримая взаимосвязь, существующая между архитектурой и иными искусствами, постоянно адаптировала строительство к художественным потребностям общества. Эту архитектурную идеологию я назвал идеологией "историзма".
Промышленная революция XIX века - это не только паровоз, пароход, ткацкий станок. Появление такого материала, как железобетон, появление железобетонного и металлокаркаса принципиально изменили строительные возможности. Однако художественного осмысления новых технологий не происходило до 1910-х годов. Здания, выполненные по каркасной технологии оформляли по канонам архитектурной архаики. Очевидный пример - здание Богородско-Глуховской мануфактуры в Ново-Николаевске (ныне новосибирский почтамт) - неоклассика с огромными горизонтальными окнами, устройство которых невозможно без применения железобетонных перемычек.
Рождение идеологии "модернизма" - результат синтеза строительных технологий эпохи Промышленной революции ХIX века и эстетики авангардного искусства. Прорыв в сфере изобразительных искусств, появление нефигуративной живописи, позволило иначе переосмыслить архитектурную форму. Необходимо заметить, что люди, которых принято считать первыми архитекторами-модернистами - Ле Корбюзье и Татлин - на самом деле изначально архитекторами не были, они были художниками, рискнувшими работать с архитектурной формой и сумевшими показать прорыв в новую архитектурную идеологию.
И если конец XIX и начало ХХ столетия были во многом попытками применения новых технологий в рамках идеологии историзма (эклектика XIX в., "модерн" -- югенд-штиль -- ар-нуво, "неорусский" стиль, "псевдоготика"), то далее мы видим историю ХХ века, историю борьбы модернизма и историзма. Все стили, появлявшиеся в этот период, лежат в рамках той или иной архитектурной идеологии. Ар-деко, "сталинский соцреализм", неоклассика, постмодернизм - стили историзма. Конструктивизм, рационализм, функционализм, хрущевская и брежневская архитектура, неомодернизм - стили модернизма.

РЕКЛАМА
|